Главные фильмы 2018 года

Нимус Говорит
11 min readDec 31, 2018

--

Те, за которые получилось ухватиться.

Этот киногод расплылся на три акта: 1. Зимне-весенний всплеск, состоящий из премьер весьма недурных картин-претендентов на Золотой Глобус и Оскар; 2. Летне-осеннее затишье, когда мне показалось, что я отстал от всех новинок и переключился на пересмотр старенького. 3. Великая зимняя кинодепрессия. Каждый упущенный в этом году фильм зловеще настиг меня в конце ноября-декабре. Я бросил все и начал их смотреть. 37 фильмов за 30 дней.
И вот, вроде бы уже виднеется финишная прямая с новинками, которым предстоит стрельнуть в следующем году: Рома Куарона, Счастливый Лазарь младшей Рорвахер и трехчасовая Дикая груша Джейлана.

И тут я понял, что кино для меня превратилось в спорт. Просмотр не ради удовольствия и ухода от реальности, а ради галочки, списка. Ощущение самопредательства моментально помогло распроститься
со всей этой спортивной терминологией и нездоровым желанием увидеть все. В итоге, проморгав кучу релизов, а также разочаровавшись в большинстве увиденных, мне удалось отыскать несколько картин из 2018-го года, способных заговорить с вами
и удивить без фальши.

Никаких спойлеров.

Главный русский фильм

В компании Кислоты, развитой не по годам (режиссерский дебют 26-летнего Александра Горчилина), но все же с приставкой недо- и Движения вверх, знакового для страны, но с жирной приставкой пере-, Довлатов — уникален. Несколько хмурых ленинградских деньков 1971-го года, тотальное отсутствие экшена, молчаливые прогулки вдоль Невы и пролитые реки разговоров на квартирниках,
дающих разглядеть нам как натуру самого писателя, так и его окружение. Все, что нужно герою — это быть напечатанным. У него есть семья, но он с ней не живет, есть работа в заводской газете, но не сказать, что он отдается ей, ведь все что ему нужно — это быть напечатанным.

В красоте франкенштейнового Довлатова (сербский актер Милан Марич говорит голосом Александра Хошабаева) я убедился включив фильм во второй раз. Есть в этом персонаже неосязаемая магия. Его как бы безразличию невозможно не симпатизировать, а способности вышагивать из кадра сложно не потакать. Мы его видим, но смотрим сквозь героя, выступающего неким фильтром между картиной
и зрителем, позволяющим каждому выжать необходимое для себя.

Главная комедия

Мне вновь хотелось осмысленно сострить здесь (главной комедией 2017-го была мама!) и рассказать о том, насколько на самом деле весел Дом, который построил Джек. И я даже начал уже продумывать то, как напишу об этом, мол вы все неправильно поняли, это же экспериментальная божественная комедия с самоиронией над собственной чересчур художественностью, да и вообще серийный убийца с обессивно-компульсивным расстройством — та еще умора. Но! Оказывается, что Горе-творец — фильм о великом и провальном фильме Комната, вышел у нас в самом начале года.

Безусловный magnum opus Джеймса Франко рвет и мечет по всем фронтам, сам актер играет заглавную роль, режиссирует и продюсирует, а картина теряется среди жанров: комедия, пародия, байопик, документалистика, драма. А тот факт, что Комната — это вообще-то тот еще сюр, прибавляет сюда и фэнтези, ведь кто бы мог подумать, что однажды со всей серьезностью кто-то снимет фильм об этом. Я в одном шаге от того, чтобы бросить все и отправиться резать салатики под Горе-творца.

Главный мультфильм

Все чаще и чаще Уэс Андерсон примеряет на себя амплуа тренера команды мечты. Он не просто гений, влюбленный в свое ремесло,
а еще и союзмэйкер, ведь именно он объединяет вокруг себя таких же как он безумных творцов, готовых работать до изнеможения. Все они вновь возродили кукольную stop-motion анимацию и показали, что это не прошлый век, если иметь чувство вкуса, щепотку которого Уэс мог бы пожертвовать современным режиссерам.

Свыше тысячи созданных вручную кукол, сцен и деталей для 2018-го — это протест. Анимационные фильмы стали все как один уж слишком прилизанными и предугадываемыми. Уэсу это не по нраву и стараясь избегать CGI-графику в своих художественных фильмах, он придерживается той же установки и в анимации. Ручной труд, трепет и любовь к делу, усердность. Кажется, в этом и есть вся суть Уэса и его команды. Помимо талантов, оставшихся за кадром, но подаривших нам восхитительный визуал, не стоит забывать и про тех, кто был ответственен за звучание Острова собак. Музыку вновь написал штатный композитор Уэса–Александр Деспла, а героев озвучивали Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Брайан Крэнстон, Тильда Суинтон, Грета Гервиг и еще множество тех, кого мы привыкли видеть/слышать в картинах режиссера.

Кадр: Остров собак

Главный конкурент

Сперва мне хотелось пропустить категорию мультфильмов вообще, ведь так сложилось, что они редко доходят до меня и не сказать, что
я сильно переживаю по этому поводу. Но затем случился Остров собак — раз, и уже под самый конец года Человек-паук: Через вселенные — два.

Презирая 90% товара, выходящего под клеймом нынешнего Marvel,
я остаюсь верен Человеку-пауку — единственному близкому персонажу вселенной, за трансформациями которого следить до сих пор любопытно. Возвращение к истокам (анимация), новая команда, новый подход и весь сам из себя такой новый и свежий Человек-паук переступает марвеловский конвейер и показывает, что такое правильная экранизация супергеройских новелл.

Вот только вопрос: получится ли удержать криэйтерам этого смелого хип-хоп видеокомикса всю его эстетику в своих руках и не отдать ее
в огромные, липкие лапы боссов, уже желающих срубить побольше денег в сиквеле?

Главная драма

Претенциозность этого жанра стала утомлять, каждый начинающий режиссер пытается уйти в неизведанные ему дебри. Грета и ее режиссерский дебют не такие. В Леди Бёрд она говорит о том, что знает, о том, что пережила сама (как и мы все) — о взрослении и его неизбежности.

Леди Бёрд — это предельно простая, но далеко не пустая и очень трогательная история о любви к дружбе, мечтам, семье (изначально сценарий назывался “Матери и дочери”), дому и, естественно, взрослению. Грета Гервиг через Сиршу Роннан очень тепло
и ненавязчиво делится своими переживаниями. Сквозь смех
и созерцание возникает редкое для современных драмеди явление —появляются мысли на каждую из поднятых тем.

Запомнившиеся драмы 2018-го года, о которых лень говорить подробно:

  • Тоня против всех (реж. Крэйг Гиллеспи)
  • Не волнуйся, он далеко не уйдёт (реж. Гас Ван Сент)
  • Холодная война (реж. Павел Павликовский)
  • Три билборда на границе Эббинга, Миссури (реж. Мартин МакДона)
  • Жаркие летние ночи (реж. Элайджа Байнум)
  • Призрачная нить (реж. Пол Томас Андерсон)
  • Восьмой класс (реж. Бо Бёрнэм)

Три главных фильма, леденящих кровь

Это вновь та самая тройка, которую сложно загонять в рамки жанров,
а одну из картин и вовсе относить к кино. Пугающая, психологическая волокита, которая заканчивается в голове, а не на титрах. Такие фильмы лучше советовать только подкованным в таких делах ребятам. Я начинаю советовать.

1.Экстаз — это три слова на букву “с”: стоп, стоп, стоп. Просто остановись, прекрати, покинь мое сознание. Это пытка и она начинается ровно в тот момент, когда становится понятно, что зона комфорта разрушена. Гаспар Ноэ вновь наколдовал и превратил Экстаз в подлинный шедевр, не похожий ни на одну из его предыдущих работ. Он вообще не похож ни на что, даже на кино. Большинство американских фильмов о юности готовятся по тому же рецепту: толпа молодняка, наркотики, секс, громкая музыка и танцы. Но кто бы мог подумать, что это можно показать так, точнее не так.

2.Реинкарнация — без всяких сомнений главный режиссерский дебют в жанре хоррора за долгие годы. Ари Астер (написавший еще и сценарий к фильму) вернул эстетичность в жанр и, что куда важнее, показал как надо замораживать кровь зрителей. Весь фильм меня восхищало как же тонко подается типичная семейная кухня и как нагоняется ужас — никаких надоевших скримеров, лишь многослойная магия саспенса.

3.Суспирия — ремейк, который сложно назвать таковым. Полноценное переосмысление классики 1977-го года
с крышесносным кастом, оригинальной музыкой от солиста Radiohead, глубокой картинкой и потрясающей постановкой танцев. Но смотреть это опытному, а уж тем более обычному, зрителю будет сложно. Неподъемный хронометраж (2.5 часа), вычурная сценарная сложность, намеренно затянутые сцены, ультранасилие и переизбыток всего в каждом кадре, сквозь которые Лука Гуаданьино (снявший вполне простой Зови меня своим именем в том году) будто кричит: смотрите как могу! Ну? Круче же, чем оригинал? Но я никак не могу пройти мимо, ведь от новой Суспирии перехватывает дыхание, она растекается океаном, омывая онемевшее тело своей необъятной красотой и страхом.

От них в 2018-м тоже по-своему леденела кровь:

  • Пылающий (реж. Ли Чхан-дон)
  • Аннигиляция (реж. Алекс Гарленд)
  • Не в себе (реж. Стивен Содерберг)
  • Дневник пастыря (реж. Пол Шредер)
  • Основано на реальных событиях (реж. Роман Полански)

Главный байопик/документальный фильм

Это нонсенс! Год назад в подборку не попало ни одного русского фильма — в этом их два. Как и в случае с Довлатовым, перед нами правильный байопик (не то, что Богемская рапсодия, которая цепляет только во время воссозданий концертов). Лето не о Цое, Науменко и его жене. Лето о Ленинграде 1981-го, молодежи, музыке
и контркультуре, образуемой ими.

Поразительно, но для 2018-го в России это кино тоже отчасти контркультурно: черно-белая картинка, редкие вставки цвета и кадров с цветной камеры, колкое высмеивание советскости, элементы мюзикла, разрушение четвертой стены, ручная дорисовка визуала кадров. Все это потрясающе. Все это Лето.

Две запомнившиеся документалки из 2018-го (другие достойные байопики мне не попадались):

  • Почему мы креативны? (реж. Герман Васке)
  • Маккуин (реж. Айан Бонхот, Питер Эттедги)

Главный камбэк

Для главной драмы громковато, для мультика… это не совсем мультик, точнее это совсем не мультик, а вот камбэк в точку, потому что вернулись сразу трое: режиссер Марк Форстер (снявший в свое время гениальнейший Останься), Юэн МакГрегор (надеюсь, вы не видели
с ним свежий фильм Зои — стыдный стыд, а вот в том же Останься он был безупречен) и сказочный Винни-Пух, которого аккуратно, взяв
в умелые ручки, перетащили в киношный формат.

Держа билет в кино, я задумывался о предстоящем зрелище: пляски на костях детской сказки столетней давности или глоток свежего воздуха? К счастью, оказалось второе. Не знаю, как можно высидеть на этом фильме ребенку (6+) и дело даже не в продолжительность (1 час 40 мин), а в формате картины, ее индивидуальном восприятии. Это кино не опыт-развлечение, а опыт-поиск, который уж никак не может быть простым. Изображение отдает манящим холодком, перечеркивающим всю эту вырвиглазную пиксаровость и подчеркивающим реалистичность фантазийности. Я смотрел и даже не задумывался над тем, почему персонаж Юэна, переживающий кризис среднего возраста, разговаривает с чертовым медведем, настолько он органично вписался в мир героя и картины.

Главный сериал

В этом году с новыми сериалами дела у меня обстояли еще хуже, чем с мультфильмами. Все они проскакали мимо и только долгожданные Острые предметы попались на глаза и расшатали всю нервную систему. Книги Гиллиан Флинн полны тактильного опыта, который почти буквально ощущается на себе, надо только привыкнуть, впустив в свою жизнь неустойчивые образы, придуманные писательницей. Экранизировать ее как надо практически невозможно: Дэвид Финчер изумительно перетянул на себя одеяло в Исчезнувшей, Жиль Паке-Бреннер старался, но не раскрыл в полной мере потенциал Темных тайн, а вот Жан-Марк Валле смог.

От восьмисерийных Острых предметов крутит живот. Их легко можно было добавлять в категорию “леденящие кровь”. Валле как главный сенсорик ощущений от мира современной режиссуры, верно почувствовал будоражащую сознание семейную историю, описанную в романе. Канадец, собственноручно склеивающий свои картины, продолжил традицию и в своем втором ТВ-опыте (первым была прошлогодняя Большая маленькая ложь), сделав на монтаже главный акцент. Он меняет все и делает его Острые предметы максимально похожими на книгу, задавая тон и настроение сценам. Дерганые склейки будто управляют героиней Эми Адамс, кажется, что она подстраивается под монтаж, а не наоборот.

Выбор редакции

В девяностые убивали людей…

— звучало из каждого утюга в этом году, но мы поговорим о более мирных девяностых. Два совершенно разных взгляда на одну и ту же эпоху от режиссеров-дебютантов (вновь): Джона Хилл показывает США, Дарья Жук — Белоруссию. Предупреждение: фильмы
в категории Выбор редакции я описываю еще фривольнее обычного.

1.Середина 90-х. Толстячок из Суперперцев за 10 лет стал одним из самых узнаваемых актеров Голливуда и внезапно снял свое первое кино. Никто не ожидал такого. Все пытались извернуться, забыв о силе простых историй, которые надо превращать в конфетки. Джона не забыл и вложил в Середину 90-х столько души, сколько нет
в максимально проходной Звезда родилась Брэдли Купера (еще один режиссерский дебют). Глаза 13-летнего мальчика (Санни Сулджик из Убийства священного оленя) видят страх и новый мир в скейтборде под ногами. Я вижу продолжение Деток и тысячу раз слышу fuck.

Fuck, это хорошее кино.

2.Хрусталь. Поднимаю за вас этот хрустальный бокал, до краев наполненный микстурой из одновременного восхищения
и отторжения постсоветского вакуума, из которого бы выбраться. Из него можно выбраться? Снять ковер со стены. Облить водкой Волгу и поджечь ее. Излечить травмированное быдло и посмотреть на них как на людей. Хрусталь — это Веля с наушниками и кассетным плеером, она ярче и лучше всех в этом автобусе. Веля — это мы с вами. Пускай
у нас все сложится. Мы выберемся.

Единственный и неповторимый фильм года

Его я от вас утаивал почти полгода с момента просмотра. Мне хотелось, чтобы о нем никто не узнал до определенного момента. Колумбус — это фильм-секрет, который должен быть у каждого. Колумбус — это мой добрый подарок вам, потому что скорее всего вы о нем не слышали ранее, как было в том году с Историей призрака.

С этим “тем самым” фильмом произошло то, что я называю любовью
с первого постера. Больше не требовалось ничего: описание, трейлеры, каст, имя режиссера, к черту, я все почувствовал заранее. Но к слову о режиссере. Весь этот пост имени восхитительных дебютов должен был закончиться на самом-самом. Так и вышло, для корейца Когонады, Колумбус — самый первый опыт в кино.

Я выбираю Единственный и неповторимый фильм года исходя из однокоренного единение, потому что уже много лет — это то, что мне хочется от кино.

Кадр: Колумбус

Проблема лишь в том, что описать эти эмоции с каждым разом становится все сложнее. “Расскажи о Колумбусе” — пока что абсолютно невозможная просьба, упирающаяся в личный
и необъяснимый комок из восклицаний, переживаний и кивков мол да, да, я чувствую все совершенно так же как на экране. Вероятно, какой фильм, такой и год. В этом задумчивом, пронизанном человеческой теплотой и очарованием к архитектуре зданий прячется часть меня. И вот, находясь в этом совершенном, вечном мире, спроектированном как под меня, я понимаю, что мне хорошо, с ним мы едины на эмоциональном уровне, тут мне хочется развиваться, познавать вечность и взросление, быть нормальным, искренним, ошибаться, быть как все, но с изюминкой.

Кажется, мне пора возвращаться.

Главный оригинальный саундтрек

Том Йорк никогда не записывал саундтреки, но сдался и сделал это. По-моему он просто выжидал идеальный проект, в котором бы смог раскрыть себя со всех сторон. Но у него получилась не музыка к фильму, а сам по себе самодостаточный фильм. 25 треков. Том поет, Том играет, Том пугает. Мы обязаны полюбить новую Суспирию хотя бы за то, что не будь ее — не было бы этой музыки.

Обязательно ознакомьтесь и с этими оригинальными саундтреками 2018-го года:

  • Аннигиляция (комп. Джофф Барроу, Бен Салисбери)
  • Середина 90-х (комп. Трент Резнор, Аттикус Росс)
  • Под Сильвер-Лэйк (комп. Disasterpeace)
  • Реинкарнация (комп. Колин Стетсон)
  • Поиск (комп. Торин Борроудэйл)
  • Форма воды (комп. Александр Деспла)
  • На пределе (комп. Джошуа Хомме)

С Новым Годом! Увидимся в 2019-м!

Подборки по другим годам:

Главные фильмы 2014 года

Главные фильмы 2015 года (скоро)

Главные фильмы 2016 года (скоро)

Главные фильмы 2017 года

--

--