Психологический триллер в кино: от «Психо» до «Джокера»

Нимус Говорит
4 min readJul 12, 2020

--

Я сделал сайт с таким названием и сейчас обо всем быстро расскажу.

Помните я как-то упомянул, что пишу магистерскую? До сих пор не верится, но у меня получилось не просто успеть ее дописать и защитить онлайн, а и сделать по ней компактный одностраничный сайт, посвященный хронологии психологического триллера в кино.

Что такое психологический триллер?

Прошлым летом в этом блоге вышел первый (и конечно же, последний) пост новостного формата Сырое, где помимо разговоров о чем-то свежем из мира кино, я поделился мыслями о своей многострадальной магистерской работе. Находясь под впечатлением от трека группы Talking Heads, услышанного в фильме Лето, заметка была озаглавлена Psychothriller. Qu’est-ce que c’est? (Психотриллер. Что это?).

И вот, прошло столько времени, но к моему великому сожалению, выявить рецепт психотриллера и понять его сущность, так и не вышло. Получилось выделить хрестоматийные фильмы, которые можно на 90% считать психотриллерами, но чтоб абсолютную формулу, где есть та составляющая и другая, а их смешение вызовет появление картины этого жанра — как-то нет.

В русскоязычных источниках психотриллер всегда зовут поджанром триллера, на английском языке его чаще выделяют как обособленный жанр, хоть и имеющий приставку «триллер»

Этой зимой я нашел себя в чернейшем тупике, но не из-за банальной прокрастинации, а потому что мне было сложно объяснить, что из себя представляет этот жанр, а как о чем-то можно написать 100 страниц, не зная, что это?

«Сложный, пугающий, Хичкок, нервы, психология, Черный лебедь» — вот такой смутный и оборванный набор был в голове. Затем к нему подключилось «метажанр», что сбило меня окончательно. Метажанровые фильмы находятся как бы над понятием жанр. Подобное кино сложно отнести к конкретным жанрам. И, сопоставив свои любимые, казалось бы, психологические триллеры (ту же Исчезнувшую или Сияние) с этим определением, я понял, что весь первый курс магистратуры я смотрел не в ту сторону, ведь все эти фильмы за пределами жанра, а я изучал жанр.

Взаимоисключение. Захотелось все бросить и навсегда забыть.

Так что же такое психологический триллер?

Прошел день, два, неделя. Было обидно, что столько времени я посвятил изучению чего-то совершенно не того. На деле там было максимум 20 страниц, если собрать все-все статьи и черновики, но сам факт ошибки очень сильно ранил.

Но ведь я же читал все эти статьи, где черным по белому видел «психотриллер — это жанр литературы» или «это киножанр». Неужели они все не понимают, что тоже пишут о том, чего нет?

Итак, психологический триллер — это…

Просветление. Вот, что произошло.

Психотриллер есть и все же относится к жанру, но это условность, так проще. Психотриллер очень обтекаемый, а его не формулу, а скорее подобие скелета я нашел в книге Чарльза Дерри, который исследовал саспенс-фильмы:

Введение главного героя, проявление травмы, участие в происшествии, одна или несколько «реконструкций» травмы (могут изображаться символически), обнаружение причины прошлой травмы / истины, точное или открытое предположение относительно судьбы главного героя.

Именно Черного лебедя я советую всем, кто спрашивает у меня, что такое психотриллер

И тут я откинул все те путанные мысли о том, существует ли психотриллер, и просто начал писать. Смотреть психотриллеры, читать о них, изучать, систематизировать. Не скажу, что это был приятный процесс, зато он сформировал видение из которого просочилось ломаное, но все же определение этого все же жанра.

Триллеры через ожидание, волнение, тревогу и удивление способны «держать» зрителя и беспрерывно вызывать у него спектр острых ощущений. Психологические триллеры успешно добиваются того же, а то и куда большего, за счет фокусировки на эмоциональном состоянии персонажей и окольных глубинах человеческого разума.

Последние четыре слова — кусочек из гугл-переводчика, который было решено оставить слово в слово, ведь так складно звучит.

Ах да, сайт

Именно таким окольно-глубинным картинам посвящен сайт, представляющий из себя хронологию психотриллера — от его литературных истоков (вроде сказки Синяя борода) до выхода Джокера. На таймлайне — культовые психотриллеры, их особенности, приемы, краткие описания и ревью, имена, стоящие за ними, фото со съемок, кадры, гифки, трейлеры и все такое.

Странные дела, но этот все же жанр ни любители-киноведы, ни профессионалы особо не освещают в интернете, поэтому очень надеюсь, что мой сайт исправит хоть что-то.

Постепенно на нем появится:

  • куда больше фильмов — например, Финчера там вообще сейчас нет (зато есть целый блок со всей киношной терминологией, используемой на сайте);
  • ух, английская версия, а то проблема с отсутствующей внятной и приятно оформленной информацией о жанре, нет и на нем.

Где сайт-то?

Весь этот саспенс был ради того, чтобы сообщить вам о том, что я до сих пор не доделал мобильную версию сайта и поэтому стесняюсь им делиться прямо сейчас.

Но к 28 июля (думаю, что 2020-го) все будет готово и в этот день я непременно и очень эксклюзивно поделюсь ссылкой на сайт в своем Telegram-канале.

UPD: сайт уже можно посмотреть

--

--